Тапас ещё спал. Гаспар всё утро разглядывал его девственное угловатое тело. Он ничего не чувствовал, но только знал, что не забудет никогда эту ангельскую позу. Не забудет и давешнюю встречу, как случайность завела к нему.
Мальчику на вид лет шестнадцать: небритый, непорочный и наивный. Раскрытые губы, чёрный витой густой клок на лбу, маленькие колени. С какой силой придётся ему ещё повстречаться, чтобы стать грубым и холодным, как придорожный камень. Его порода не выживает, не огрубев. Когда-то он ударит женщину, которую боготворил, проклянёт сына, искалечит собаку. Но сейчас он чист от греха, как его тело чисто от родинок и шрамов. Его будущее – будущее чужого человека, от которого он бежит. Ах, если бы он знал, что будущее всегда смотрит нам в спину и потому взору оно незаметно, ибо мы ищем грядущее впереди.
Тапас проснулся. Гаспар бросил ему одежду, встал со стула и отвернулся. Потом спросил:
– Зачем ты бежишь? Будущее всегда там, куда мы стремимся. Не важно: к нему или от него. Оно везде и оно везде одно.
– Откуда нам знать это?
Который раз Гаспар терялся перед своим знанием, его величиной, и потому в ответ молчал или говорил другое:
– Хочешь есть? Зайди в дом. На столе немного орехов и вино.
Тапас осторожно залез внутрь.
– И поторопись. – Сказал Гаспар. – Сегодня много работы.
Мальчик съел горсть орехов и чудом насытился. Он смотрел то на портрет, то в окно на сидящего спиною Гаспара, точнее, на его локти.
Приняв пищу, Тапас неспешно подошёл.
– Кто ты? – Спросил он. Гаспар отвлёкся от зашкуренного куска дерева.
– Ты уверен, что это знание тебе нужно? Меня зовут Гаспар. – и вновь зашуршал.
– Ты хозяин этого дома?
– Теперь мы оба хозяины.
– В смысле?
– Я беглец. Такой же, как и ты. Мы одинаковы.
– От чего ты бежишь?
– От людей, которые хотят моей смерти. Но они здесь ни при чём. Принеси-ка веревку, она лежит на столе.
Мальчик сходил в дом и вернулся. Деревяшка лежала у вывернутых наружу корней. Гаспар успел залезть на дерево.
– Это же моя верёвка! – Сказал Тапас.
– Да, ты опрометчиво оставил её висеть на скале. Я забрал её ночью.
– Но откуда ты узнал, что я пришёл с юга?
– Во-первых, для северянина у тебя смуглая кожа, а во-вторых, ты весь в ссадинах. Ну-ка, брось мне один конец.
Они мастерили качели. Иногда говорили.
Тапас спрашивает:
– Почему кто-то хочет твоей смерти? Ты плохой человек?
Гаспар отвечает:
– Ты хочешь спросить, стоит ли меня бояться? Нет, тебе не стоит.
– Почему?
– Потому что если я тебя убью, ты ничего не потеряешь. И ничего не обретёшь. Да и убивать-то мне тебя незачем. Смерть тебя найдёт без моего спросу.
Тапас спрашивает:
– Зачем тебе качели?
– А зачем тебе со мной говорить? Ты же понимаешь, что мы здесь надолго? Видел, портрет на стене? – Тапас кивнул. – Мы его заложники.
– Мне кажется, я могу уйти в любую минуту.
– Что же тебя держит?
– Не знаю. Ещё не понял.
– Покачайся на качелях – может, поймёшь.
– При чём здесь качели?
– А чем бы ты занимался сейчас, если бы не они?
Тапас спрашивает:
– Ты совсем ничего не боишься? Даже смерти?
– С чего ты взял?
– Не знаю.
– Думаешь, ночью мне не было страшно?
– Думаю, не было.
– Пойдём, кое-что тебе покажу.
И Гаспар повёл мальчика в брошенную деревню.
По дороге Тапас спрашивает:
– А если сюда придут те, кто за тобой гонится, ты убьёшь их?
– Я не убийца, Тапас. Если бы ты знал, кто совершил все мои преступления, ты бы не поверил.
– А я его знаю?
– Все знают.
Гаспар говорил загадками, и мальчик путался, как необразованный апостол, но переспрашивать не хотел.
Гаспар рассказывает Тапасу:
– Мы перепутали добро и зло местами. И уже давно так живём. Представь, когда-то Дьявол был добр, а Бог зол. И дикие люди принимали злость за силу, а доброту за слабость, и Дьявол не мог соперничать с Богом. Бог так сказал ему: ты же видишь, что люди по природе своей злы, и если ты станешь их богом, они никогда не станут лучше, они будут смотреть на тебя, и понимать, что им никогда тебя не достичь. Но если я стану их богом, человеческие злость и ненависть будут оправданы, и люди, наконец, смогут заглянуть дальше своих чувств, в себя. Дьявол согласился с ним. И тогда Бог дал каждому знать, что Дьявол совершает всегда плохие дела. Ведь все знали, что плохо – это "плохо", но никто не думал, что зло может быть "плохо". И тогда случилось вот что: последние люди, в которых теплилась любовь, отвернулись от Дьявола. И остался он в одиночестве. И примкнули все к Богу, свободному витать. А Дьявол долгие годы жил в земном заточении. Он сам выбрал этот путь. И отныне всякий грех объясняли Дьяволом, и всякую любовь объясняли Богом.
Тапас отвечает Гаспару:
– Зачем ты мне всё это рассказал?
– Наверно, я хотел сказать, что ты заблуждаешься, когда бежишь, как тебе кажется, от отцовского зла. Возможно, это любовь.
– Нет. Это не любовь. Мой отец страшный человек, ты просто не знаешь его. Он убивал.
– Уверен ли ты, что он убивал во имя зла?
– Что?.. Что ты вообще такое…
– Да вот что. – Гаспар показал пустую деревню, над которой летали хищные птицы. Некоторые особи стучали клювами по стёклам запертых домов, в духоте которых разлагались трупы. Пахло. У кривого порога валялся собачий хвост, который Тапас принял за свалявшуюся тряпку. Мальчика стошнило.
– Вот где нет любви. – Говорил Гаспар. – Потому что смерть играет вслепую. Смерть не знает любви.
Они вернулись домой под вечер.